Глонасс / Пресс-центр / Публикации в СМИ / Публикации в СМИ
 

Публикации в СМИ

3 июля 2014

Российский рынок спутникового мониторинга транспорта вступает в болезненную пору переформатирования: объем госзаказов здесь резко снизился, спрос в коммерческом секторе растет медленнее прогнозов, маржа упала. Есть пострадавшие: компания "Русские навигационные технологии", некогда пример эталонного инновационного бизнеса, в мае 2014 года подала в арбитражный суд заявление о банкротстве. Все ли в порядке в "королевстве" ГЛОНАСС?
Компания "Русские навигационные технологии" (РНТ) много лет ходила в любимчиках у деловой прессы, венчуристов и аналитиков рынка спутниковой навигации. Еще бы: первый в России хайтек-стартап, добравшийся до IPO, живой пример того, как работают венчурные инвестиции и технологическое предпринимательство, готовый кейс для учебника по венчуру. В 2008 году РНТ получили инвестиции ЗПИФ "ВТБ - Фонд венчурный", в 2010м - разместили свои акции на ММВБ в секторе "Рынок инноваций и инвестиций" и привлекли в свой капитал 300 млн рублей. Бумаги компании были включены в базу расчета индекса ММВБ-инновации - с "весом" в 4%.
Нельзя сказать, чтобы биржевая судьба акций РНТ складывалась счастливо, но для сектора "Рынок инноваций и инвестиций" это вообще не в диковинку: free-float здесь традиционно небольшой, спекулянтов мало, а инвесторы "сидят" в бумагах подолгу. К январю 2012 года стоимость акций РНТ упала на 44% по сравнению с ценой размещения, а к маю 2014го и вовсе обрушилась с 82 до 5 рублей за штуку. В целом рыночная капитализация компании с момента первых торгов на ММВБ, когда РНТ были оценены в $54 млн, сократилась в 18 раз. Впрочем, и весь индекс ММВБ-инновации не особо благоденствовал: его значение за эти же четыре года снизилось в 2,5 раза.
Финансовая отчетность РНТ в последнее время пестрила красными цифрами: в 2013 году чистый убыток составил 478 млн рублей, кредиторская задолженность возросла до 181,5 млн. Компанию, словно тонущий корабль, один за другим покинули основатели - Борис Сатовский и Иван Нечаев. К этому моменту позиции на рынке были фактически потеряны, и оставалось лишь с головой погрузиться в судебные разбирательства с партнерами и кредиторами.
Новое руководство РНТ отказалось комментировать ситуацию с банкротством.
В июне 2010 года, накануне "исторического" IPO, тогдашний генеральный директор РНТ Иван Нечаев делился в интервью "Бизнес-журналу" планами по развитию компании: экспансия на международные рынки, расширение сети представительств, запуск операторской модели продаж, которая помогла бы выйти в сегмент малого и среднего бизнеса. На тот момент особых поводов сомневаться в его словах не было: Нечаев уже доказал, что может обеспечить своим разработкам коммерческий успех. Компания одной из первых в начале 2000х годов разглядела потенциал в системах спутникового мониторинга транспорта. Тогда Борис Сатовский, владелец ИТ-компании "Руслан Коммуникейшнз", сформировал специальный отдел, работавший над созданием противоугонных автомобильных систем. По его заказу студенты МФТИ, среди которых был и программист Нечаев, пытались разработать модуль, который позволял бы отслеживать угнанную машину с помощью спутниковой навигации. Счеты с угонщиками у Бориса Сатовского были личные: за несколько месяцев до этого у него угнали машину. В процессе работы выяснилось, что с коммерческой точки зрения гораздо перспективнее создать целую систему мониторинга передвижения транспорта и грузов в режиме реального времени: ее можно продать крупным ритейлерам и логистическим компаниям. В 2003 году первый предсерийный образец блока "АвтоТрекер" был готов, и компания заключила свой первый контракт. Спустя два года Сатовский выделил проект в отдельную компанию "Русские навигационные технологии", в которой Иван Нечаев занял место коммерческого директора.
Одним из важнейших стратегических решений РНТ стало превращение "АвтоТрекера" в полноценную навигационно-информационную систему. Бортовой блок, который устанавливается на автомобили, позволяет не только отслеживать перемещение транспорта, но и анализировать расход топлива, количество подъемов кузова, величину ускорения и торможения и другие параметры. На основании этих данных можно разработать оптимальный с точки зрения расхода топлива маршрут для каждого водителя и даже делать оргвыводы по поводу стиля его вождения. Компания с самого начала не скупилась на громкие заявления: так, она обещала крупным корпорациям с большим автопарком экономию с помощью навигационной системы до 50% стоимости владения транспортом в год. Очень скоро в число клиентов РНТ вошли сырьевые гиганты - ЛУКОЙЛ, "Татнефть", "Башнефть", затем подтянулись государственные организации и ведомства. С развертыванием российской спутниковой группировки ГЛОНАСС на орбите стало понятно, что грядет массовое гражданское использование ее модулей. Компания Нечаева и Сатовского быстро переориентировалась на применение сразу двух спутниковых навигационных систем в своих разработках. И очень кстати: в 2008 году тогдашний председатель правительства Владимир Путин подписал указ об обязательном оснащении государственного транспорта модулями ГЛОНАСС, и администрации регионов срочно принялись искать подрядчиков. Выручка РНТ росла на 100-150% в год, перевалив в 2009м за отметку в 200 млн рублей. В 2010 году компания вывела на рынок новую услугу "АвтоТрекер One", позволяющую малым и средним предприятиям контролировать свой автопарк без трат на покупку сервера, что дало РНТ возможность увеличить клиентскую базу в десятки раз. В 2011 году терминалами GPS и ГЛОНАСС/GPS были оборудованы более 150 тыс. единиц транспорта в России. Появился и экспорт - в Латинскую Америку, страны Северной Африки и Ближнего Востока (одним из заказчиков, в частности, было Министерство транспорта Сирии).
Выйти на IPO и умереть?
Будущее российской навигационной отрасли рисовалось исключительно в радужных красках. Федеральный сетевой оператор (НИС-ГЛОНАСС) обещал десятикратное увеличение рынка спутниковой навигации на автотранспорте за четыре года - с 12 млрд рублей в 2011 году до 120 млрд в 2015м. Однако целей не удалось достичь ни "Русским навигационным технологиям", ни рынку.
Причины стоит искать как в стечении внешних обстоятельств, так и внутри самой компании. Участники рынка полагают, что в условиях сформировавшегося к 2010 году российского сегмента спутникового мониторинга РНТ неправильно позиционировали себя и выбрали стратегию развития, обреченную на провал.
Рынок спутниковой навигации на автотранспорте вошел в фазу активного роста в конце 2000х, когда стало ясно, что государство намерено всячески содействовать коммерциализации технологий ГЛОНАСС. По прогнозам НИС-ГЛОНАСС, к 2015 году сегмент транспортной телематики должен был вырасти до 120 млрд руб.
- Выход на биржу вынудил РНТ сменить сбалансированный подход к развитию бизнеса на погоню за ростом, - уверен Александр Селиванов, исполнительный директор компании Omnicomm. - Биржевая оценка через мультипликатор к обороту требовала от менеджеров РНТ увеличения этого оборота любой ценой. Кроме того, и позиции компании на рынке, и перспективы самого рынка транспортной телематики, описанные в презентации для инвесторов на IPO, были явно переоценены. Это стало понятно еще в 2010 году. При этом изменить свою политику после IPO компания уже не могла: попытки навести порядок с задолженностями вызвали бы резкое падение показателей продаж и, как следствие, провал бумаг РНТ на бирже, а вслед за этим - иски инвесторов.
Бльшую часть акций компании при IPO выкупили не частные инвесторы из России, а иностранные венчурные фонды: не исключено, что действовали они по договоренности с фондом ВТБ. Сегодня 30,7% акций принадлежит "ВТБ - управление активами", 51% - менеджменту через кипрские офшоры Fiazior Holding и Gloromo Holdings, еще 18% находится в свободном обращении. Возможно, выход РНТ на биржу отчасти был формальным процессом: любой инвестиционный фонд закладывает период выхода из компании, в которую он вложил деньги. Отметим, что организатором размещения бумаг РНТ выступил инвестбанк "Открытие", входящий в финансовую корпорацию "Открытие", пакетом в 19,9% акций которой владеет Банк ВТБ.
В погоне за оборотами "Русские навигационные технологии" зачастую действовали в ущерб прибыли. Но изменилась конъюнктура рынка: вместо пяти-шести компаний, которые возделывали благодатный сегмент в начале 2000х, появилось несколько десятков агрессивных конкурентов, предлагающих простейшее дешевое оборудование и информационные сервисы с минимальными операционными издержками. Свои услуги по мониторингу транспорта предложила даже "большая тройка" сотовых операторов. Буквально в течение года рынок стал высококонкурентным и низкомаржинальным. Сильные игроки старались ухватить "кусок пирога" покрупнее: основная борьба развязалась вокруг крупных проектов для государственных, региональных и отраслевых заказчиков.
Но здесь правила игры также изменились. Государство, заинтересованное не только в проектах повышения эффективности и безопасности транспорта за счет спутниковой навигации, но и в коммерциализации "родной" спутниковой системы ГЛОНАСС, сделало "ход конем". В 2009 году правительство РФ воспользовалось правом, предоставленным законом "О навигационной деятельности", и определило "федеральным сетевым оператором" компанию "Навигационно-информационные системы" (НИС-ГЛОНАСС) - совместное предприятие государственного ОАО "Российские космические системы" и АФК "Система".
Именно ей (вместе с лидером рынка "M2M Телематика", 51% которой был куплен АФК "Система") отошли крупнейшие контракты по оснащению автопарков муниципальных и федеральных ведомств и госкомпаний - МВД, МЧС, Минздрава, "Транснефти", "Почты России" и других. Справедливости ради стоит добавить, что большинство этих проектов было инициировано самим оператором НИС-ГЛОНАСС. На базе партнерства НИС-ГЛОНАСС и "М2М Телематика" начиналось формирование "национального чемпиона" в этой высокотехнологичной сфере - что, по-видимому, и было одной из государственных целей.
Остальным игрокам в этой ситуации предстоял непростой стратегической выбор: стать частью "национального чемпиона", переориентироваться на другие перспективные навигационные сегменты или вступить в борьбу с лидером. РНТ выбрали последний путь и, как утверждают непосредственные участники тендеров 2011-2013 годов, взяли за правило демпинговать на торгах. "Решение в бизнесе возможное, но предполагающее продолжение быстрого роста рынка, - комментирует главный аналитик некоммерческого партнерства "ГЛОНАСС" Андрей Ионин. - В противном случае демпинговая пирамида, вымывая из компании оборотные средства, быстро ведет к краху".
При этом государство активно взялось за реформирование рынка и выпустило ряд нормативных актов для его регулирования. Вступили в силу приказы Минтранса России, утверждающие технические требования к системам и аппаратуре спутниковой навигации. Вместе с ними была утверждена обязанность оснащать отдельные категории транспорта цифровыми тахографами, которые позволяют контролировать режим труда и отдыха водителей и имеют модуль ГЛОНАСС/GPS.
Как это часто случается во время реформ, бизнес предпочел взять таймаут и приостановил ряд крупных проектов по оснащению автопарков терминалами спутникового мониторинга - до прояснения ситуации. Эта пауза в активности рынка окончательно подкосила РНТ.
В то время как конкуренты спасались за счет разработки новых услуг (например, интегрировали в терминалы тахографы) и диверсификации на другие рынки, РНТ, как и на протяжении всей своей истории, продолжали концентрироваться на агрессивных продажах единственного продукта. Демпингуя, они потеряли контроль над издержками; на поддержание прежних темпов роста не хватало оборотных средств, и компания начала стремительно сдавать позиции. По оценкам Omnicomm, рыночная доля РНТ в 2010 году составляла около 17%, в 2011м - 12%, в 2012м - 7%, а в 2013м - всего 3%. "В последний год РНТ практически не влияли на российский рынок транспортной телематики, и их банкротство на нем никак не отразится", - добавляет Александр Селиванов.
Один из основателей "Русских навигационных технологий" Иван Нечаев в 2010 году был полон оптимизма относительно будущего компании. РНТ готовилась к выходу на биржу, осваивала международные рынки и расширяла сеть представительств, а ее главный продукт - система "АвтоТрекер" - продавался на ура
Зато на клиентах компании ее уход с рынка скажется обязательно. Дело в том, что оборудование под маркой "АвтоТрекер" имеет закрытые протоколы передачи данных, которые не поддерживает ни один софт на рынке, кроме "родного". Если разработчики не раскроют эти протоколы, а система перестанет работать, то все оборудование РНТ превратится в бесполезную коробку с проводами, и предприятиям придется заниматься переоснащением своих автомобилей и закупкой новых решений.
Правда, потенциальное банкротство РНТ не обязательно означает кончину бренда и компании. Оно может быть всего лишь спасительным инструментом для разбирательств с кредиторами и реструктуризации долгов. В любом случае для продолжения истории РНТ придется не только пересмотреть прежнюю стратегию, но и обзавестись средствами для операционной деятельности. Главный вопрос в том, найдется ли инвестор, который пожелает их предоставить. Впрочем, по состоянию на 20 июня 2014 года Арбитражный суд Москвы еще не удовлетворил заявление о банкротстве компании: дело находится на рассмотрении.
По словам замдиректора департамента листинга "ФБ ММВБ" Екатерины Нагаевой, акции "Русских навигационных технологий" продолжают торговаться на Московской бирже. По правилам листинга, в случае признания организации банкротом биржа приостановит торги ценными бумагами, а затем исключит ее из списка в течение семи дней. Как утверждает Нагаева, наработанной практики в этой сфере пока нет. Если РНТ все-таки признают банкротом, делистинг публичной компании в России будет производиться впервые. Даже в этом грустном деле российская хайтек-компания рискует оказаться первой.
Затор наверху
Судьба "Русских навигационных технологий" - зеркало серьезных перемен, происходящих на рынке транспортной телематики в последние годы. С началом коммерциализации ГЛОНАСС технологическое развитие этого сегмента и, главное, его рост стали в большей степени следствием усилий государства, вливавшего в него инвестиции через программы внедрения спутниковых модулей в госорганах. Рынок, как послушный ослик, бежал за "морковкой" в виде крупных госпроектов. Однако государственное стимулирование спроса не могло продолжаться бесконечно. Инициативу должен быть подхватить бизнес - компании, выросшие на этапе формирования рынка. Но этого не случилось, и поэтому часть государственной "морковки" ослик отъел, а часть куда-то подевалась. Замедление российской экономики привело к пересмотру бюджетных приоритетов, и в 2013 году рынок впервые за десять лет показал нулевой рост.
- В прошлом году не было реализовано ни одного нового крупного отраслевого проекта в области систем мониторинга транспорта, а уже существующие столкнулись с сокращением финансирования, - отмечает Александр Селиванов. - Кроме того, большинство проектов массового внедрения систем мониторинга, на которые мы рассчитывали (например, оснащение транспорта категории M и N и создание системы оплаты проезда по федеральным трассам автомобилей с массой 12 тонн, да и та же "ЭРА-ГЛОНАСС"), сегодня тормозится изза подковерной борьбы между ведомствами, постоянной смены подрядчиков и неразберихи с нормативными актами. Все это, безусловно, отрицательно отразилось на рынке в целом, а особенно на бизнесе компаний, ориентированных на государственные контракты.
"Русские навигационные технологии" - далеко не единственные, кто пострадал от смены рыночных тенденций и охлаждения государственного интереса к сегменту. Один из ключевых игроков - "M2M Телематика" - похоже, тоже находится в незавидном финансовом состоянии: на рынке отмечают, что компания сократила штат и снизила активность (комментарий от руководства самой компании "Бизнес-журналу" получить не удалось). В этом случае, правда, основную отрицательную роль сыграл конфликт акционеров: основатели компании не договорились с нынешним владельцем контрольного пакета акций АФК "Система". Существенно сократилась доля еще одного прежде сильного игрока - ЕНДС: с 15% в 2010 году до 2% в 2013м (оценки Omnicomm). Зато сокращение госзаказа вывело в лидеры компании, производящие недорогое оборудование для коммерческих перевозчиков, - например, челябинский "Техноком", ныне контролирующий, по некоторым оценкам, до 20% рынка.
Андрей Ионин (НП "ГЛОНАСС") полагает, что основная проблема рынка сегодня кроется в отсутствии сильного и амбициозного бизнес-драйвера развития, который служил бы мостиком между интересами государства и потребителями, инициируя и реализуя один за другим новые масштабные проекты. "В 2009-2012 годах такой драйвер был, - объясняет Ионин. - Им стало ОАО "НИС", которое выступило инициатором и исполнителем системообразующего госпроекта "ЭРА-ГЛОНАСС" и других крупных проектов создания систем мониторинга транспорта. У НИС-ГЛОНАСС сразу же появились преимущества на рынке за счет сильнейшей технологической команды "М2М Телематики". Основная ошибка РНТ и других сильных в 2010 году игроков состояла в том, что они не захотели встраиваться в новую конфигурацию рынка, выгодную и бизнесу, и государству, а вместо этого принялись бороться против нее, разрушая рыночные принципы ценообразования и ориентиры".
В 2012 году, когда совокупный объем продаж группы "НИС - М2М Телематика" превысил 5 млрд рублей (РНТ в это время декларировали выручку в 600 млн), эта модель была изменена. Симбиоз двух компаний распался, а с ним пропал драйвер, генерирующий жизнеспособные с коммерческой точки зрения идеи, и рынок затух.
- Компании, ныне стоящие на грани банкротства, до сих пор не понимают, что технологический уклад на навигационном рынке меняется, - считает Андрей Ионин. - Решения, которые давали основные продажи и прибыль три-пять лет назад, сегодня уже не нужны. Рынок "решений под ключ" по схеме "оборудование плюс софт плюс система или услуга на сервере", закончился. Во-первых, практически все крупные предприятия, заинтересованные в эффективных технологиях управления автопарком, уже оснастили свои транспортные средства навигационно-связными терминалами, и технологических причин заменять оборудование не наблюдается. Во-вторых, услуга телематики стала настолько тривиальной, что входного барьера на рынок теперь просто нет: любой студент может написать соответствующую программу и поставить ее вместе с китайским оборудованием и даже чипом ГЛОНАСС местному автопарку. Конкуренция бесконечна, маржа минимальна, операционные расходы практически нулевые. Все - финиш.
Выход в сеть
Куда в таком случае податься игрокам навигационного рынка? Как считает Андрей Ионин, новые возможности появляются, но все они за пределами привычного сегмента мониторинга транспорта.
Один из путей - встраиваться в глобальный технологический тренд "подключенный автомобиль" (connected car).
Эта концепция предполагает, что автомобиль постепенно станет самостоятельным подвижным навигационно-информационным узлом, новым гаджетом, пусть и самым дорогостоящим. В ее рамках в операционную систему автомобиля интегрируются различные мультимедийные устройства, а "умные" устройства и системы, в том числе на основе спутниковой навигации, снимают шаг за шагом с водителя-человека функции по управлению автомобилем. По прогнозам GSMA и SBD, мировой рынок подключенных автомобилей вырастет к 2018 году более чем в три раза и превысит 40 млрд евро. При этом каждый пятый новый автомобиль будет включать встроенные решения, позволяющие ему связываться с устройствами, другими автомобилями и дорожной инфраструктурой.
"Это платежеспособный и понятный для разработчика спрос: как только автомобиль будет подключен, появится возможность через соединение "закачивать" в него услуги", - объясняет Ионин. При этом речь идет не столько о развлекательных или информационных услугах, ставших привычными в смартфонах и планшетах, сколько о специализированных: безопасность в движении, управление функциями автомобиля, контроль технического состояния, страховые сервисы. Правда, пока не очень понятно, как их монетизировать: почти все приложения для смартфонов сегодня продаются как условно-бесплатные, и выиграть на них можно только за счет глобального масштаба. Но примеры успешных стартапов на этой почве уже есть. В июне 2013 года, например, компания Google купила одно из крупнейших в мире приложений для дорожной навигации Waze за $1,1 млрд.
- Надо смотреть еще дальше, - продолжает Андрей. - Сетевое взаимодействие автомобилей предоставляет абсолютно новые возможности для создания "умных" транспортных средств. Это не просто контроль передвижения автобуса и транслирование информации на специальные табло на остановках, а проекты новых, еще более умных ИТС, использующих высокотехнологичные цепочки "транспорт - транспорт" и "транспорт - инфраструктура". Подключенный автомобиль сможет считывать информацию со светофоров, дорожных знаков, других машин, выстраивать оптимальный маршрут, избегать аварий. Правда, здесь неизбежно встает вопрос о стандартах и роли регулятора. Ведь инфраструктурой, как и вопросами технической безопасности автомобилей на дорогах, занимается государство. Зато именно в этих направлениях сегодня скрывается основная маржа: в них максимальный входной барьер с точки зрения компетенций.
Кроме этого, нерешенной остается проблема создания универсального навигационно-связного автомобильного оборудования, которое могло бы объединять в себе модули для всех необходимых задач: "ЭРА-ГЛОНАСС", платежный терминал, тахограф, датчики топлива и т. д. "Такое оборудование может собираться "по кубикам", как ЛЕГО, и разноситься по всему автомобилю, - говорит Андрей Ионин. - Это позволило бы исключить дублирование - а значит, сократить стоимость устройства. Мы в НП "ГЛОНАСС" просчитывали с производителями оборудования экономическую целесообразность подобного решения. Если внедрять все приборы отдельно, в сумме набегает около 40-50 тыс. рублей. А универсальное устройство, собираемое из "кубиков", будет стоить не более 15 тыс.".
Возможно, рынок "старой" телематики сбрасывать со счетов пока еще рано: сегодня он, по подсчетам Omnicomm, составляет около 10 млрд рублей в денежном выражении, что соответствует примерно 400 тыс. терминалов в год. Однако перспектив у него немного. В условиях нулевого роста, торможения госпроектов и нешуточной конкуренции за низкомаржинальный частный сектор единственный способ не только выжить, но и вырасти - вспомнить о высокотехнологичном характере отрасли и переориентироваться на новые сегменты. А в них уже можно помышлять не только о российском, но и о мировом рынке.Дорогу покажешь?



Copyright © 2011-2017  
АО «НИС», Все права защищены

 





Web design and creation
ОАО «НИС» 2010 - 2013

Хор. монурал купить http://kamchatka.zdravcity.ru .